Все для рыбалки!
 

лодка ненца

Мы заходили в несколько разных чумов - те, куда разрешили-пригласили работавшие над теми же нартами хозяева. Фотографии здесь даю вперемешку, а первым, что мы увидели, зайдя в первый же чум, были детишки, возившиеся с планшетником. В прошлой части я уже цитировал диалог с не очень дружелюбным хозяином на дальнем конце стойбища: Там вроде бы не против? Так что помните, что всё показанное мной на стойбище является частной жизнью. По той же причине почти не выкладываю фотографии людей. А вот так чум выглядит изнутри - печка-буржуйка в центре, дощатые настилы вокруг, скарб и лежанки у стен: Сравнивая чум и юрту, я пока не готов сказать, с чем связаны их отличия и что из них удобнее. Может быть, это разные пути развития одной идеи пересноного жилища: Пл сути он состоит всего из двух элементов: Зимние чумы и сейчас, и в старину обшивают оленьими шкурами, которых нужно примерно столько же, сколько шестов, а летняя "одежда" чума - сейчас как брезент, в ХХ веке шинельное сукно. А старину ханты свои летние чумы крыли берестой, а ненцы - старыми прохудившимися шкурами, уже не годными для зимы. В целом возвращаясь к этнографиисчитается, что чум - чуть ли не древнейший тип полноценного жилища, его почти полный аналог - столь любимый хипушниками индейский типи в отличие от чума был слегка асиметрично сложен имел два "лепестка" потолочного отверстия, регулировавшие выход дымачукчи невесть откуда изобрели ярангу, представляющую собой что-то среднее между чумом и юртой, у многих сибирских народов были стационарные зимние жилища и переносные летние чумы краткий обзор-ликбез сибирских жилищ есть здесь. В целом, на мой взгляд, преимущество юрты в том, что она компактнее как в собранном при меньшей высоте большая площадьтак и в разобранном нет очень длинных деталей виде, а преимущества чума в том, что он намного проще в сооружении изготовлении - собственно, при наличии под рукой дерева и материи и минимальном умении работать руками, построить себе чум в состоянии каждый. Мы выложили всякие конфеты-печеньки, но они у хозяев нашлись, и даже вкуснее наших, нас же угостили олениной. У ненцев живо много обычаев и поверий - так, например гостю не стоит проходить между мужем и женой, а женщине нельзя обходить чум по кругу ни снаружи, ни изнутри - как мне объясняли, невидимую линию, проходящую через вход и очаг женщине вообще не стоит пересекать ближе полусотни метров от чума. При этом, у меня сложилось впечатление, многие из этих обычаев ненцы берегут сознательно, как символ принадлежности к своему народу. В чумах лежит и огромное количестве предметов быта, которые тут совсем как в музеях, но только используются людьми по назначению. Например, вот тучи женская сумкабурки обувь и высушенная спинная мышца оленя, точно не помню, чему служащая в хозяйстве. Нашлась даже зимняя одежда ягушка, которую мы тут же надели на Лену - от более известной малицы она отличалась распашным передом, чтобы ненка могла "не отрываясь от производства" покормить детей грудью.

Детей в ненецких семьях, кстати, и по сей день много. На заднем плане классический лёгкий балок - слышал, что это изобретение чуть ли не тундровых русских - ведь ещё в 16 веке на полярных берегах до самой Индигирки возникло несколько колоний поморов, которым вернуться из такой дали было бы сложнее, чем в ней остаться, и ставших полноценными народами Сибири. В другом чуме специально для нас нарядили в зимнию одежду ребёнка.

Ненцы

Традиционный зимний костюм северных народов делался из двух шкур мехом в обе стороны, и давал практически абсолютную защиту от мороза - говорят, бывало, что упавшего с нарт ребёнка находили в тундре спустя сутки, и он был не только жив, но и без малейших признаков обморожения. Надо сказать, детская культура тут вообще развита. Есть и детские нарты, и детские чумы - разом игрушка, и наглядное пособие для будущего оленевода. Сначала, правда, не хотел: Обратите внимание и на варежки-нарукавники. У оленевода неотъемлемое дополнение к малице - тугой пояс, на которыми висят всяческие инструменты. Здесь же, как уже говорилось, не оленеводы, а поселковые ненцы, летом живущие на природе: Мне очень понравилось в гостях у этих людей, спокойных и доброжелательных, без среднеазиатской навязчивости вот есть у них давняя культура уважения к личному пространствуно и без русской или хантыйской угрюмости. Наверное, это что-то сродни героям фильма "Счастливые люди". При нас они все говорили по-русски, почти без акцента, но ненецкий им родной. Кстати, как переводится Варандей это ведь ненецкое слово - я увидел его когда-то на карте и взял на никнейм лишь потому, что красиво звучитони мне сказать не смогли, то есть видимо диалекты разных краёв их огромной тундры замтено отличаются. А по-ненецки они говорили при нас только с вот этой могучей старой женщиной, заходившей в чумы: Дело в том, что это - местная колдунья, знахарка, и не знаю, является ли она шаманкой: На меня колдунья смотрела недобро, а когда я её сфотографировал - вдруг села на землю и стала делать какие-то жесты руками. Может быть, она просто присела отдохнуть и разминал руки, но мне сразу представилось, что она отводит сглаз от поселения. А пара нарт в дальней части стойбища стоят на берёзовом помосте.

лодка ненца

Если у хантов были священные амбары, то у ненцев - священные нарты, но и там, и там одна сущность и та же - хранилище культовых вещей. Нарты в принципе используются ненцами как передвижные амбарчики, стоя в огромном количестве вокруг чумов и поселковых домов. Увидеть священные нарты оказалось большой удачей - обычно жители посёлков хранят обереги, реликвии да фигурки духов по домам. Где-то в тундре есть и хэбидя-я - святые места, опознающиеся по кучам рогов забитых там за многие годы жертвенных оленей. Обычные нарты с заглавного кадра, к которым зачем-то привязана веточка: Между тем, наползали сумерки, делалось всё холоднее - яркое солнце обманчиво, на самом деле тут было около 7 градусов, а мы ведь ещё и промочили ноги. Через болото нас решили перевезти в нартах, для чего завели буран: Снегоходы, оказывается, прекрасно себя чувствуют и в летней тундре: Лена шла своим ходом - на нартах места было только на четверых, а она единственная в нашей компании была в непромокаемой обуви: Всё путешествие было богато на непривычные виды транспорта за все 20 дней мы ни разу не ездили междугородним автобусом! Садимся по лодкам - до Антипаюты совсем недалеко: А в посёлке нам тут же повстречался вездесущий в его пределах Катцо, в компании которого мы и гуляли до теплохода. Близ одного из домов мы очень активно фоткали, и в конце концов оттуда вышла ненка средних лет, и возмущённо спросила "Вы кто?! Тут же за дело взялся Катцо, и буквально с пары фраз возмущение сменилось на интерес, и нас позвали в дом. Там я не фотографировал, но просто поверьте на слово - отличий от русской квартиры в сталинке-малоэтажке никаких. Вот разве что окно проложено ягелем - по словам хозяйки, просто для красоты. На стол выложили рыбу пыжъян - это из сиговых, то есть с белоснежным мясом, но по вкусу совсем не похоже на муксуна. Рыбу я сразу же намазал горчицей, и горчица пробила буквально до макушки, но зато в горле перестало перешить от мокрых ног. К чаю прилагалась морошка, подмороженная с сахаром в огромный кусок - такой же нас угощали и в чумах. А там и на теплоход пора было идти.

По дороге с нами разговорилась другая ненка лет - вроде и красивая, но с обречённостью во взгляде и явно не совсем трезвая кстати, вот неправда, что в этих народах сплошь или строгие трезвенники, или конченные пьяницы - всё как у нас, выпивают да трезвеют. А чего ко мне не зашли? Я б вам такого показала Она везла в Салехард пару сумок такой же морошки на продажу, и Дима не тот, который на лодке, а из нашей команды её сходу прозвал Тётя-Морошка. Так что жизнь в Антипаюте вполне обыкновенная для России, а люди разного достатка и достоинства. Следующий день я почти не выходил из каюты, в то время как попутчики гуляли на палубе, но я ощущал лишь усталость, которая всегда резко наваливается, когда удачно завершил сложное дело. По возвращении из Антипаюты мы два дня провели в Салехарде, я скатался в горы на красной шишиге да уехал в Москву на "Полярной стреле". Последний кадр серии из каюты в Антипаюте - справа я, а слева встреча антиподов - ненец Катцо на самом деле Хацов и аргентинец Патрисио: На этом с большим северным путешествием - всё. Но ровно через месяц, если не случится форс-мажор, я отправлюсь на Ямал вновь. А вот про Узбекистан ещё имею что сказать на весь февраль, и следующие посты будут уже из знойного Самарканда. ИРТЫШ и ОБЬ Весна Туркестана и Крымская осень. Другие путешествия года. Так, согласно переписи года, у саамов Кольского уезда было оленей. В году здесь насчитывалось более 10 тысяч оленей, а в - 15 тысяч. Дикие олени, которые прежде давали необходимые для одежды шкуры и мясо для питания зимой, были истреблены. Теперь саамы вынуждены были использовать для этих целей домашних оленей. Наиболее интенсивно оленеводство развивалось в районе реки Поной, где были даже наемные пастухи. Однако и здесь с весны до поздней осени, пока саамы занимались рыболовством, олени бродили по тундре без присмотра.

Лодка ненцев, cлова из 4 букв, 2-я буква А, 3-я буква Я, 4-я буква К

Хозяйство саамов носило в основном натуральный характер: До последней четверти XIX века саамы были единственными оленеводами на Кольском полуострове. Небольшое число русских, имевших оленей, нанимало в качестве пастухов тех же саамов. Значительное влияние на оленеводство, да и на всю материальную культуру саамов, оказал приход на Кольский полуостров в х годах групп оленеводов коми и ненцев. История этого переселения будет рассказана чуть позже, так как сначала надо пояснить, как не знавшие в прошлом оленеводства коми-зыряне смогли повлиять на исконное занятие саамов. Примерно с середины XVII века северные группы коми-зырян, получившие название йжемцы по притоку Печоры реке Ижме и слободе того же наименованиястали по примеру своих северных соседей - ненцев - держать оленей. В последующие два столетия в поисках новых пастбищ йжемцы расселились по Болынеземельской тундре, Северному Зауралью и другим территориям смежно с ненцами, хантами и северными русскими. Начав заниматься оленеводством под влиянием ненцев, коми восприняли многие элементы их культуры, связанные с этой отраслью хозяйства: В ижемский диалект коми языка из ненецкого вошло немало слов, связанных с оленеводством. В свою очередь, многие ненцы Болыпеземельской тундры переняли язык ижемцев. Заимствовав оленеводство у ненцев, коми-ижемцы внесли в него некоторые изменения: А теперь о переселении их на земли саамов. Слухи о богатых пастбищах на Кольском полуострове достигли Нижнего Припечорья и примыкающих к нему тундр, где в результате многолетнего выпаса крупных стад многие пастбища оказались истощенными. В году несколько оленеводов ижемцев и ненцев с низовьев Печоры решили переселиться в Мурманский край. У них было 8 - 9 тысяч оленей. Путь был труден и долог - вдоль берегов Белого моря, через Карелию. Только к концу года переселенцы достигли саамского погоста Ловозеро, бывшего в то время центром оленеводства. Два десятка низеньких изб на правом берегу реки Вирмы да небольшая деревянная церковь с колокольней - вот что представлял собой Ловозерский погост в те годы. Саамское оленеводство значительно отличалось от коми-ненецкого. Стада оленей у саамов были небольшие - несколько десятков голов. Стадо в несколько сот оленей было редким явлением. Как уже упоминалось, зимой олени находились вблизи жилья и не охранялись. На лето они уходили в тундру и паслись там без присмотра по нескольку месяцев. Использование в качестве средства передвижения керёжи, в которую запрягали одного оленя, - все это отличало саамское оленеводство от ненецкого и коми, крупностадного и кочевого. Оленей ненцы и коми выпасали на санях нартахв которые веером впрягали до семи оленей, использовали специально обученных оленегонных собак-лаек что, правда, имело место и у саамов.

Установить контакт с саамами приезжим было довольно сложно. Увидев странные, с их точки зрения, упряжки, саамы испугались и скрылись в лесу. Прибывшие коми поселились на левом берегу реки Вирмы. Саамы, которых долгое время притесняли финны, шведы и норвежцы, недоверчиво относились к пришельцам, но в свой погост вскоре вернулись. Ижемская сторона быстро росла, богатые оленеводы по традиции строили себе двухэтажные дома.

лодка ненца

С появлением в Ловозере ижемцев и ненцев экономическая жизнь погоста несколько оживилась. Росло поголовье оленей, были открыты кожевенные мастерские. Расширились торговые связи Ловозера с другими населенными пунктами: Колой, Умбой, Терйберкой, Кандалакшей. Если в году в погосте жили только саамов, то в здесь было уже коми и 25 ненцев. К году население села возросло до человек саамов, ижемца и 30 ненцев. Увеличивалось и число домов. Некоторые коми-ижемцы стали заниматься полеводством и животноводством, перенося этот опыт со своего прежнего места жительства. Контакты между саамской общиной ижемцами были слабыми. Сохранялись многие черты традиционной культуры разного по этнической принадлежности населения, особенно в одежде. Несмотря на то что ижемцы постепенно расселялись к востоку от Ловозера, до года сельское общество Понойской волости не принимало их в свой состав, поэтому ни одного ижемского поселка в этой волости не появлялось. Только после Октябрьской революции появились ижемские деревни Ивановка, Каневкавыселки Красная Щелья, Оксино и другие. В то же время в конце XIX - начале XX века саамы заимствовали многие черты коми-ненецкого оленеводства. В частности, был заимствован ненецкий тип нарт и упряжи. В отдельных районах керёжа сохранялась еще и в начале нашего века, но в е годы переход к нартам и веерной упряжке практически завершился. Однако, возможно, не все имеют эту книгу, поэтому необходимо дать представление об этом виде транспорта, прочно вошедшего в быт Кольских саамов. Достаточно упомянуть, что на обложке книги Т. Лукьянченко, посвященной материальной культуре саамов, изображена именно многолямочная упряжка с оленьими нартами ненецкого типа. Нарты, как и керёжи, бывают легковые и грузовые. Легковая нарта имеет несколько пар до 7 высоких около 50 смкосо поставленных копыльев, закрепленных в пазах полозьев с наклоном внутрь и назад. Благодаря этому расстояние между полозьями оказывается несколько шире, чем сиденье, что придает нарте устойчивость. Все копылья расположены в задней половине саней. Высоко загнутые до уровня сиденья передние концы полозьев соединены перекладиной - головочным вязком. Соединение частей нарты неподвижное: Легковые нарты бывают мужские и женские. Мужские нарты имеют в задней части невысокую спинку, а женские - бортики с трех сторон кроме левой по ходу движениятак как на такой нарте обычно ездили с детьми. Грузовые нарты для перевозки продуктов, одежды и т. Грузовые нарты для перевозки лодок, деталей чума, сундуков.

Вся жизнь их связана с оленем. В стаде выделяется вожак, который является самым красивым и крупным оленем. Вожак никогда не используется в упряжке.

лодка ненца

Другие обученные олени предназначаются для езды на санях и перевозки грузов. Передовой олень отличается ростом, силой и понимает команду поздника. Также оленей различают по возрасту и полу. Телят начинают приучать к упряжке с шести месяцев. Самых быстрых и выносливых оленей используют для езды в упряжках. Живут олени до двадцати трёх лет. Интересно то, что для езды используются только холостые олени. Они сильно отличаются по скорости бега и выносливости. Крупнотабунное оленеводство ненцев невозможно без ненецкой лайки. Дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Сети плетутся из конопли или тальникового лыка. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой пробивают лёд и добывают рыбу с помощью морд, важанов и фитилей. Для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колют острогами. Природные условия Ненецкого АО и Ямало-Ненецкого АО суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Летом ходят в старых малицах с откинутым капюшоном, а зимой в новых малицах. В них даже совершают поездки на короткие расстояния.

лодка ненца

С лицевой части капюшон стягивается ремешками. Их делают из лобных шкурок мехом наружу. Его делают из кожи. Снаружи обшивают красным сукнами и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Украшают пояс и подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом. В стужу, в пургу и при дальних поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают в шахматную клетку. Более сложной была женская одежда. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз.

лодка ненца

К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Поверх паны чехол из сукна с орнаментом.

  • Купить лодочный мотор ханкай в костроме
  • Лодка на даче фото
  • Видео ютуб язь
  • Рыбалка в белгороде с ночевкой
  • Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. В каждом чуме был набор инструментов: Каждый мужчина был столяром, плотником, кожевником, вязальщиком сетей, скульптором и ювелиром. Из инструментов только топоры и пилы покупались у русских. Всё остальное изготавливалось самостоятельно. Они ездят достаточно быстро. На нартах ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей и управляют хореем. Хорей сжимают в левой руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Со стороны это выглядит очень красиво и необычно. Все ненцы с древних времён живут в чумах. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью.


    Купить лодка ненца, 4 буквы, сканворд

    [15 Mb] (cкачиваний: 8594)
    • Опубликовано: 03.04.2017
    • Текущая версия: 8.424

    Похожие:


     
     
    НазадВперед
    Опрос

    Вы вступили в нашу группу ВКонтакте?

     
     
     
     
    навигаторы для охоты и рыбалки цены характеристики рыбалка на иловле
    © 2013-2017 rabotadoma-perm.ru
    Наверх